Курсы валют

USD
USD
   59,66      1,08
EUR
EUR
   66,68      1,36
Источник: ЦБ РФ

История города

Камышин основан в 1668 году по Указу царя Алексея Михайловича, как одна из крепостей на Волге, построенных для защиты волжского торгового пути от набегов вольных казаков и ногайцев (остатков Золотой орды)… Но и до , и после основания крепостцы Камышинка здесь происходили события, которые впоследствии позволили Камышину войти в число исторических городов России .
Известно, что поволжские степи некогда заселяли оседлые и кочевые племена: гунны, печенеги, половцы, сарматы , савроматы… К слову, наша матушка Волга почиталась еще древними египтянами. Они называли ее река «Ра» – «солнце». На заре средневековья край представлял собой Хазарский каганат. В 13 веке азиатские полчища во главе с Чингисханом создали здесь государство Золотая Орда со столицей городом Сарай. Русские князья, отправляясь за ярлыком на великое княжение держали путь вдоль устья реки Камышинки. Волжские степи – «Дикое поле» были местом, где пытались «затеряться» беглый люд, воровские казаки… Здесь издревле проходила большая волжская переволока, с Волги на Дон и обратно.
В середине 16 века при царе Иване Грозном Поволжье стало русской землей, но слабозаселенным и опасным местом, знававшим в разное время набеги Ермака, Степана Разина, Емельяна Пугачева, Степана, Кондратия Булавина. Крепостца Камышинка недолго простояла на высоком волжском берегу и сгорела в огне крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Двадцать семь лет место пустовало, пока на берега разбойничьей речки Камышинки не обратил свой взор Петр I. Памятуя про древнюю переволоку, Петр решил строить в этих местах Волго-Донской канал. Так Камышин родился вновь, но уже под названием Дмитриевск (в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, с иконой которого вошел в крепость Дмитриевский стрелецкий полк). И хотя по ряду причин строительство волго-донского канала было остановлено, Дмитриевск продолжил свое развитие… В 1760-1770 годы уже Екатерина II вершила судьбу Российской империи и ее жителей… Она занялась заселением поволжского края выходцами из Западной Европы, главным образом немцами… В 1774 году край вновь потрясли народные бунты под предводительством Емельяна Пугачева… В 1780 году по Указу Екатерины II мятежный Дмитриевск, в числе ряда других «беспокойных мест России» получил свое «первородное» название в честь «травы в белом поле» - камыша… Так с тех пор и по сей день этот город на Волге и называется - Камышин…
Более трех веков назад на высоком берегу реки Волги, между Саратовом и Волгоградом появилась небольшая крепость, потом — купеческий городок. Рождение Камышина связано с именем царя Алексея Михайловича, а дальнейшее развитие — с именем его сына Петра I.
В 1668 году по указу царя в устье реки Камышинки прибыли стрельцы. Под руководством инженер-полковника англичанина Бейле, на левом берегу Камышинки, они поставили крепость для отражения атак донских казаков, которые по Камышинке пробирались к Волге.
В 1692 году Петр I повелел Приказам Казанского двора собрать из стрельцов и черносошных (свободных) крестьян полк и отправить его в устье Камышинки. Через год царь посылает на Камышинку своего сподвижника, князя Б. И. Куракина, которому было велено осмотреть местность, возвести валы, частоколы, башни, «поставить» город на высоком левом берегу Камышинки.
В 1697 году в возведенном гарнизоне разместился полк под командованием воеводы Якова Буша. По приказу царя, он должен был охранять, «обживать шлюзное дело». В этом же году городу было дано название — Дмитриевск, так как в полку почитали и хранили икону святого великомученика Дмитрия Солунского.
На землю нашего города Петр I ступил 15 июня 1722 года. Его сопровождали Екатерина I, Ф. М. Апраксин, князь Д. К. Кантемир. Царь «с тщанием» осматривал крепость, ее вооружение, оценивал обороноспособность, беседовал с воеводой о роли города и крепостей в «обживании» низового Поволжья, защите торговых путей, заволжских степей, о борьбе с набегами.
С середины XVIII века начинается экономическое развитие города, меняется социальный состав населения. Это связано с разработкой (1747 г.) и вывозом соли с Эльтонского озера. Первоначально перевозкой соли занимались саратовские и дмитриевские жители. Но рабочих рук не хватало. Правительство обратилось к использованию незакрепощенных крестьян Украины. В 1747 году в Саратов явились украинцы — чумаки и записались для постоянной возки соли.
С притоком украинцев — солевозчиков вдоль соляных трактов образовалась цепь украинских поселений: Николаевская слобода, Узморье, Квасниковка, Самойловка и др. Украинцам — солевозчикам отводилась пахотная земля и сенокосные угодья, они освобождались на 2 года от податей. В саратовские и камышинские магазины соль с Эльтона возилась обыкновенно на волах, редко на лошадях, для годового запаса и годовой пропорции на 13 губерний. В то время в камышинские магазины (с Николаевской слободой) ссыпалось в год до 7 миллионов пудов соли.
В конце 1773 года, когда пошли слухи о Пугачеве, по требованию Саратовского коменданта полковника Бошняка в городе Дмитриевске, кроме гарнизона, вооружилось еще 100 человек от купечества, 120 — от бобылей, 30 — от малороссиян; все они заняли караулы на дорогах по правому берегу Волги, а на левый берег тоже отправлен был наблюдательный отряд. Настала «пугачевщина». 9 августа 1774 года Пугачев оставил опустошенный Саратов и двинулся к югу по Астраханской дороге. Конные и часть пеших шли с ним, другая часть посажена была на суда, плывшие вниз по Волге. Дмитриевск был плохо защищен. На прикрытие его прибыл майор Диц со своею командою и князь Дондуков с калмыцкими войсками, но было уже поздно: Камышин был взят, комендант его, полковник Каспер Меллин, убит, город расхищен.
«В Камышине, — говорил сам Пугачев, — большого сопротивления не было: засел было в Кремль комендант, однако Овчинниковым был взят, который был убит, также и прочие»
В 1780 году Дмитриевск по указу Екатерины II был переименован в Камышин и стал уездным городом Саратовского наместничества (губернии). А пять лет спустя знатные дворяне получили более 100000 десятин «пожалованных земель» в Камышинском уезде. С собой они привозили своих крепостных из других губерний, попутно закрепощая местных. К концу 18 века 52389 крестьян уезда (в ревизских душах) оказались в крепостной зависимости.
В 1825 году насчитывалось жителей — 2131 человек, в 1839 году - 4544, в 1847 году — 6816, в 1857 году — 11165. В 1861 году в уздном Камышине было уездное училище, тюрьма, 4 каменных церкви, 30 лавок каменных, 40 деревянных, 4 завода (3 салотопных и 1 пивоваренный).
В конце XIX — начале XX века Камышин являлся значительным транзитным пунктом, через который, главным образом по Волге, а затем по железной дороге проходили большие потоки грузов. Его пристань на Волге была всегда заполнена зерном, мукой, скотом, кожей, рыбой, солью, арбузами и фруктами, поступавшими из Камышинского уезда. Он рос и развивался прежде всего как город мелких торговцев и ремесленников. В нем было 90 купцов, 11590 мещан и посадских, 1782 цеховых. Местная промышленность носила кустарный характер и складывалась на сельскохозяйственной основе. В конце XIX века в Камышине было 26 мелких промышленных заведений. Значительное место в городе занимали ремесленные кустарные производства. Количество мастеров, рабочих и учеников к 1905 г. достигло 2000 человек.
Много было грузчиков, плотников, каменщиков, штукатуров, столяров, пильщиков, кузнецов, маляров и других рабочих. Их заработок был очень низким. Работая в чрезвычайно тяжелых условиях по 12–16 часов в сутки, они еле зарабатывали на жизнь.
Заметно усиливается промышленное производство и рост торговли в городе и уезде в связи с окончанием в 1894 году строительства железнодорожной линии Тамбов—Камышин. С открытием дороги в городе были построены 4 паровых лесопильных завода, 3 паровых мельницы, солемолки, элеватор, нефтекачка, нефтяной склад и другие объекты.
В начале ХХ века появились уже крупные промышленные предприятия. Мельница Ковалева оценивалась в 16 тыс. рублей, лесопильные заводы Алабушева в 20 тыс. рублей, Сапожникова и Сазонова в 25 тыс. рублей, Юдаева в 15 тыс. рублей, Ткаченко в 30 тыс. рублей и Рогожина в 40 тыс. рублей. Из Камышина за пределы губернии стали больше вывозить товарного хлеба, скота, шерсти, сарпинки, веялок и др. товаров и изделий.
Около 3 млн. пудов зерна в год отправлялось из города по железной дороге. Развивалась торговля лесом, она выросла в 10 раз и достигла 1,2 млн. руб. Для распиловки леса было построено 4 паровых лесопильных завода, которые перерабатывали до 1 тыс. бревен в сутки. А общество Рязано-Уральской железной дороги построило лесотаску, которая могла подымать из воды до 2 тыс. бревен в сутки.
В городе было 17 водочных и оптовых складов, 12 кузниц, 10 скотобоен, 194 мануфактурных, галантерейных, железных и бакалейных магазина и лавки. Большие разгрузочные и погрузочные работы проводились на всех 6-ти камышинских пристанях. Общее количество рабочих на мелких и крупных предприятиях возросло к 1905 году до 11,5 тыс. человек.
В конце 10-начале 20 века город был купеческим, в годы Великой Отечественной войны – городом –госпиталем, где формировались многие полки и дивизии. В Камышине родился и вырос Герой Советского Союза Человек Мира, Национальный герой России летчик-истребитель Алексея Маресьева (а также известный советский певец и композитор Евгений Мартынов).
Революционные кружки начали возникать с 1900 года сначала среди учащихся различных учебных заведений и передовой молодежи. В 1902 году начал выходить конспиративный журнал «Свобода». В кружках, созданных на лесозаводе и в железнодорожных мастерских читали запрещенную политическую литературу, знакомились с «Манифестом Коммунистической партии», газетой «Искра» и ленинскими работами. Среди рабочих лесотаски и железнодорожных мастерских появились листовки, напечатанные на гектографе.
Первые сообщения об отречении Николая I от престола и формировании Временного правительства в Камышине были получены вечером 2 марта 1917 года. В городе прошли митинги и демонстрации, организованные большевиками. С красными знаменами рабочие и солдаты Камышина вышли на улицы. На площади состоялся многолюдный митинг. Революционный народ почувствовал себя хозяином положения.
На лесозаводах, мельницах возникли фабрично-заводские комитеты. Вскоре они были созданы на железнодорожном узле, кирпичном заводе, в механической мастерской. Рабочие явочным порядком устанавливали 8-часовой рабочий день. В деревнях избирались земельные комитеты. Крестьяне захватывали помещичью землю и делили ее между собой, а созданные боевые дружины приступили к ликвидации старой власти и разоружению полиции.
27 октября 1917 года весть о свершившейся в Петрограде Великой Октябрьской социалистической революции докатилась до Камышина. И уже 8 ноября на заседании Совета рабочих и солдатских депутатов был поставлен вопрос о передаче власти Совету и образован Военно — революционный комитет.
9 ноября на заседании Совета рабочих и солдатских депутатов принято решение «обойти все отделы городской и земской управ, и тех чиновников, которые отказываются выполнять решение совета, арестовать».
В годы гражданской войны Камышин играл немаловажную роль. Он приобрел статус экономического и стратегического района Нижнего Поволжья. Здесь формировались и отправлялись на фронт войска Красной Армии, продвигались военные грузы для Царицынского фронта.
В середине сентября 1918 года белогвардейцы вновь пытались овладеть Камышином. На Камышинском участке фронта создалось тяжелое положение. На рытье окопов было мобилизовано 5,5 тысяч жителей, сформирован батальон из коммунистов, отрядов ЧК, железнодорожной охраны и добровольцев. Город был переведен на осадное положение.
Тридцатые годы, как в стране, так и в уезде, были годами коллективизации сельского хозяйства. Массовое создание коллективных хозяйств в Камышинском округе начинается в 1929 году. К концу 1929 года в округе было организовано 8 крупных коммун, 27 колхозов, 9 товариществ по совместной обработке земли. На начало ноября 1931 года коллективизировано 94% крестьянских хозяйств.
В период всеобщей индустриализации в Камышине, как повсюду, строились промышленные объекты, одним из первых был открыт томатно-овощно-мясной консервный завод. В сентябре 1934 года на заводе выпущена первая продукция.
В марте 1939 года была введена в эксплуатацию первая очередь Камышинского стеклотарного завода с производительностью 50 млн. стеклобанок в год. В 1932 году обновлена электростанция, а к 1935 году электрифицировано около 50% городских квартир (к 1939 году уже около 85%).
В 1936 году в Камышине построен новый хлебозавод. В 1938 году вступил в строй лакокрасочный завод № 2 «Победа». Он был расположен в помещении бывшей мельницы купца Шемякина.
В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) Камышин становится сначала тыловым, а затем и прифронтовым городом, жители которого отдают все силы защите Отечества.
В 1941—1945 гг. промышленность города Камышина кроме выпуска основной продукции стала выполнять многочисленные заказы для нужд фронта.
СТЕКЛОТАРНЫЙ ЗАВОД выпускали взрыватели противопехотных мин, 55-миллиметровые ротные минометы, автоматы ППШ, стеклянные фляжки, колбы и бутылки (для истребления танков), строительные скобы, болты, подрельсовые прокладки для строительства «рокады», окопные печи, гратдеры- снегоочистители, кислород, сжатый воздух, дистиллированную стерильную воду для госпиталей. Производил ремонт самолетов и автомашин.
КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД выпускал витамины, солдатские консервы и сигнальные ракетницы.
ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД осуществлял ремонт авиационных моторов, выпуск самовозгорающейся смеси «КС» и заправку ею бутылок и колб.
ДЕПО СТАНЦИИ КАМЫШИН производил ремонт и восстановление паровозов и вагонов, выпуск ежей-колючек.
ЛАКОКРАСОЧНЫЙ ЗАВОД давал фронту электроизоляционные лаки и специальные краски.
МАСТЕРСКИЕ ЭЛЕВАТОРА И КООПЕРАЦИИ С ХЛЕБЗАВОДОМ И АРТЕЛЬЮ «ПРОМКООПЕРАТА» — автомат ППП.
МАСТЕРСКИЕ ТЕХНИКУМА МЕХАНИЗАЦИИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА — миномет-лопатку, запчасти для двигателей, фурнитура кавалеристских седел, пряжки солдатских ремней, инструмент для ремонтных летучек.
АРТЕЛЬ «КРАСНЫЙ ШВЕЙНИК» — военное обмундирование.
АРТЕЛЬ «ТРУД ИНВАЛИДА» — валяную обувь, телогрейки, ватные брюки, рукавицы.
ГОРПРОМКОМБИНАТ — оборудование переправ, макеты самолетов для ложных аэродромов.
В августе 1942 года фронт подходит к Сталинграду. Камышин становится прифронтовым городом. Создается Камышинский боевой участок, границы которого совпадают с границами района. С приближением фронта к Сталинграду значение Камышина как военно-стратегического узла значительно усиливается. Он превращается в перевалочную базу, откуда идет снабжение войск Сталинградского фронта оружием, боеприпасами и продовольствием. В районе города находились и важные склады, и места формирования частей.
Лучшие здания города были оборудованы под военные госпитали, их насчитывалось в годы войны более 50. Первый санитарный поезд в Камышин прибыл 8 июля 1941 года. Крупные предприятия города стали шефами госпиталей, выделяли людей для работы с ранеными в помощь медикам. И в городе создавались санитарные дружины, которые обеспечивали уход за раненными. Для них сдавали донорскую кровь, давали концерты, собирали посуду и книги. Для посылок на фронт люди приносили теплые вещи: носки, варежки, шарфы, портянки, ватники, фуфайки, трехпалые перчатки.
Летом 1942 года водный путь остался единственной связующей нитью между Сталинградским фронтом и тылом (все правобережные железнодорожные ветки были отрезаны от воющих частей). В Камышине действовали центральная и воинская переправа, в районе — у сел Антиповка, Терновка, Кислово. Через Волгу на защиту Сталинграда переправлялись воинские части, техника, горючее. На левый берег — раненые. За Волгу отправляли скот из оккупированных районов и материальные ценности.
Маленький город на Волге сделал все возможное и невозможное для своей страны в трудное военное время. И герои-фронтовики, и труженики тыла с каждым днем приближали победу.
С 1961 года Камышинский район становится частью Волгоградской области.
Бурное промышленное, жилищное и культурное строительство, начавшееся в городе с середины двадцатого века, почти полностью изменило его внешний облик и придало ему новый социально-экономический статус. В Камышине появились мощные текстильная и машиностроительная отрасли, строительная индустрия, швейные, мебельные и пищевые предприятия, открылись высшие и средние учебные заведения различного профиля, кинотеатры, Дворцы и Дома культуры, лечебные учреждения, школы, детские сады и ясли, начали строить современные жилые дома и новые улицы.

Лучший подарок на юбилей начальнику или коллеге, это копия картины известного художника. И заказать копию картины их очень просто. Вы можете Купить картину Бордигьера в недорогом интернет магазине копий картин, всем покупателям дарим скидки и подарки, бесплатная доставка, торопитесь цены снижены!